top of page

Воспоминания

Генерал-полковник авиации
Аюпов Абрек Идрисович –
командир, учёный, музыкант и художник

17 июня 2020 года газета «Испытатель» вышла с сообщением о том, что «12 июня 2020 года на 85 году жизни после болезни скончался ветеран 19 НИУ ГЛИЦ им.В.П.Чкалова, бывший командир войсковой части 21239» генерал-полковник авиации в отставке Абрек Идрисович Аюпов. Как стало известно позже, смерть наступила от пневмонии, спровоцированной коронавирусной инфекцией. Незадолго до этого с таким же диагнозом ушла из жизни его супруга Лилия Александровна. Двадцать семь из 43-х лет военной службы Абрек Идрисович служил в Ахтубинске. Многие в гарнизоне и городе относились к нему, как было сказано в представлении на звание Почетного гражданина города «с особым уважением за его дела и любовь к Ахтубинску». Вся служба и работа Абрека Идрисовича была посвящена Советской и Российской авиации. Подводя итоги её развития на современном этапе, он говорил «Была создана лучшая в мире отечественная авиация, которая, невзирая на губительные трудности «перестроечного периода», выстояла и постепенно набирает темпы, наращивания своих возможностей. На сегодня у нас есть самая современная авиационная техника». Это высказывание Абрека Идрисовича было опубликовано на Сайте Татарского национального центра Московской области вместе с соболезнованием родным и близким по случаю его смерти.

За высокие достижения в деле развития авиации нашей Родины Абрек Идрисович награждён: Орденами «За службу Родине в ВС СССР» III степени и «Знак Почёта»; множеством медалей; он лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997) и премии Правительства Российской Федерации за значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил (2012). Перечисление всех титулов и заслуг Абрека Идрисовича занимает целый абзац - он доктор технических наук (1987), профессор (1991), академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук (1993), действительный член Международной академии информации (1993), Заслуженный деятель науки и техники Российской федерации (1995), академик Академии наук авиации и воздухоплавания (1997), учёный в области системного анализа процессов испытаний и отработки боевой авиационной техники на полигонах ВВС. Абрек Идрисович автор более 130-ти научных трудов, в числе которых 2 учебника и 5 монографий, имеет многочисленные научные статьи. Под его руководством подготовлено 5 докторов и 26 кандидатов технических наук.

 

К месту своей службы, после окончания Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского лейтенант Аюпов Абрек Идрисович прибыл в 1959 году и был назначен помощником ведущего инженера-испытателя 1 отдела 9 Управления войсковой части 15650 (ныне 19 Научно-испытательное управление, в/ч 22139). В сборнике «ГК НИИ ВВС. Годы и люди. Некоторые «штрихи» к портретам отдельных людей, создавших историю института», изданном в 2007 году, под редакцией полковника В.А.Антипова, есть и странички посвящённые Абреку Идрисовичу. Их автор В.С.Токарев много лет, знавший его по совместной службе и испытательной работе, встречавшийся с Абреком Идрисовичем и в неформальной обстановке пишет: «Потом не один раз слушал его выступления, сообщения на различных научно-технических конференциях института. … выступления его всегда обращали на себя внимание своей масштабностью охвата проблем, умением видеть весь технологический процесс трассовых измерений, включая различные средства, размещенные на разнесённых в пространстве пунктах, и обработку этих измерений. Сама манера доклада была отработана у Абрека Идрисовича с такой точностью и «отделкой» мысли, которая утверждала приоритет интеллекта во всём, чему он уделял внимание». Прочитав эти строки, становится понятно и дальнейшее стремительное продвижение по службе Абрека Идрисовича. Он назначается ведущим инженером, затем заместителем командира в/ч 21239, в 1979 году командиром в/ч 21239, а в 1983 году заместителем командира в/ч 15650 по испытательно-методической и научно-исследовательской работе. В открытых источниках очень мало сведений о нём, но, тем не менее, используя вездесущий Интернет, и воспоминания его сослуживцев можно немало узнать.

Для Абрека самолеты стали смыслом его жизни

 

Абрек Идрисович Аюпов родился 22 февраля 1936 года в селе Янса-Турмыш Юдинского района Татарской АССР (ныне Зеленодольский район Республики Татарстан). Отец Абрека был военным и, как говорится в «Презентации о генерал-полковнике Абрек Идрисовиче Аюпове», судьба забросила его на край земли в Магадан. Когда Абрек окончил начальную школу, семья переехала в столицу Татарстана город Казань, и он продолжил учёбу в школе № 6. Абрек рос очень любознательным, не по возрасту развитым, научился читать в пять лет, а в начальной школе перечитал всю школьную библиотеку, играл на музыкальных инструментах, рисовал. Город Казань это крупнейший центр России, а в то время Советского Союза в области производства, экономики, науки и образовании. Во время Великой Отечественной войны в город были эвакуированы военные заводы, которые работали на Победу. Существующий с 1932 года авиационный «Завод №124 имени Серго Орджоникидзе» выпускал такие самолёты как: крупнейший в мире (1934-1936гг.) шести моторный АНТ-20бис; бомбардировщики ДБ-А; пассажирские ПС-84 (Ли-2); пикирующий бомбардировщик Пе-2; тяжёлый бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7). На Пе-8 в августе-сентябре 1941 года были осуществлены первые бомбардировки Берлина, вызвавшие шок у населения Берлина и фашистского генералитета. В нанесении бомбовых ударов по столице фашисткой Германии участвовал 412-й (с августа 1941 г. 432-й) авиационный полк особого назначения, частично сформированный из лучших лётчиков, инженеров и механиков НИИ ВВС (ныне ГЛИЦ им. В.П.Чкалова). Мощности завода были усилены эвакуированным «Московским заводом № 22 им. С.П.Горбунова». В послевоенные годы завод наладил выпуск бомбардировщиков Ту-4, затем Ту-16 и пассажирского Ту-70. Заводской аэродром находился в черте города и мальчишки, в том числе и Абрек, могли наблюдать испытательные полёты самолётов и сами мечтали о небе. Для Абрека самолеты стали смыслом его жизни. Его мать Рабига апа вспоминала: «Сын много расспрашивал отца про авиацию. Я думаю, что отец, будучи военным человеком, давал сыну ответы и в 1950 году Абрек Идрисович поступил в Казанскую девятую специальную школу ВВС. Как это было красиво – ходить в курсантской форме по улицам города!». 14-летний Абрек стал курсантом Казанской спецшколы ВВС №9. В СССР, в те годы одной из форм военной подготовки были специальные школы – средние общеобразовательные учебные заведения Наркомата просвещения, готовившие юношей 8-10-х классов для поступления в различные военные училища. В 1937 году были организованы артиллерийские школы, в 1940 году военно-морские и военно-воздушные. Большую роль в создании таких авиационных школ сыграл прославленный лётчик, Герой Советского Союза, ранее служивший лётчиком-испытателем в НИИ ВВС Михаил Громов

Мир музыки до сих пор завораживает душу необъяснимым чувством прекрасного

Учёба велась как в стенах учебного заведения, где кроме общеобразовательных предметов изучались и военные дисциплины, так и во время двухмесячного летнего лагерного сбора. Курсанты, с гордостью и на зависть своим «гражданским» сверстникам, носили установленную для них военную форму, на петлицах – эмблему соответствующего вида или рода войск и буквы «СШ», а с 1 января 1944 года – погоны. Было организовано всего 20 спецшкол ВВС, каждая получила свой номер - Казанская была за №9, которую разместили в здании бывшей женской Мариинской гимназии. В настоящее время здесь располагается Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском федеральном университете. В лицее создан музей истории образования лицея, в котором бережно хранятся сведения о выпускниках Казанской спецшколы ВВС №9, организуются встречи с ними, презентации.

41.jpg

Курсант Аюпов А.И.

Желающих поступить в Казанскую спецшколу было много, это были ребята, которых сейчас называют «дети войны». В послевоенное время молодых людей влекла романтика авиационной службы, обострённое чувство долга, стремление защищать свою Родину. Знания абитуриентов проверяли по всем дисциплинам, прежде всего по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо медицинской комиссии проверялась и физическая подготовка. В школе действовал армейский распорядок, но для местных делалось исключение - они жили в своих семьях, но каждое утро являлись на утреннее построение, проверку, зарядку. После занятий, самоподготовки и ужина курсанты отправлялись домой. Учеба, занятия, дисциплина давалась Абреку легко, впоследствии он вспоминал: «Мое духовное образование, математическая подготовка, знания об устройстве общества, любовь к природе, физическая подготовка – всё это заложено с большой любовью, терпением и талантом учителей, каждый из которых был и остаётся в памяти высокой, одухотворённой личностью, любившей свой предмет и нас, которых готовили к предстоящей службе». Не забыл он и своё увлечение музыкой и все три года учёбы играл в школьном оркестре на духовых инструментах. «Мир музыки до сих пор завораживает душу необъяснимым чувством прекрасного».

9.jpg

Духовой оркестр Казанской спецшколы ВВС. Аюпов А.И. в верхнем ряду самый левый.

Выпускники спецшкол ВВС, а их по некоторым подсчётам было около 40 тысяч, в том числе из Казанской спецшколы две тысячи, оправдали возлагавшиеся на них надежды, как в годы Великой Отечественной войны, так и после. Многие из них впоследствии стали Героями Советского Союза, знаменитыми лётчиками, космонавтами, генералами, командирами, учёными и инженерами. В 1955 решением о массовом сокращении ВВС, руководителем Советского Союза Никиты Хрущева школы были ликвидированы, курсантам даже не дали возможности окончить обучение, а просто распустили по домам. Необходимость таких учебных заведений подтвердила жизнь и в настоящее время они воссоздаются, примером может служить Ахтубинская лётка. Я пытался найти сведения на выпускников Казанской спецшколы, которые служили в ГЛИЦ им. В.П.Чкалова и обнаружил презентацию на полковника-инженера Иванова Владимира Васильевича. Он учился в один год с Абреком Идрисовичем и в 1965 году после окончания Академии был направлен в наш институт. В 1989 году уволен в запас, кандидат технических наук, имеет множество наград. Это говорит не только о личных качествах человека, но и о базовых знаниях, полученных в спецшколе ВВС.

48.jpg

Духовой оркестр Казанской спецшколы ВВС. А.И. Аюпов – вверху, третий слева.

В 1953 году Абрек Идрисович окончил спецшколу с золотой медалью и был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского на факультет вооружения. В 1959 году «После окончания ВВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, руководствуясь воспитанным с детских лет желанием быть поближе к самолётам, особенно повыше, выбрал место службы в Государственном НИИ ВВС им. В.П.Чкалова и уехал в Астраханскую область», рассказывает Абрек Идрисович, и он не ошибся со своим выбором. Именно здесь, в институте, где дают путёвку в небо всему, что летает он, проявил себя наиболее ярко. О службе и жизни Абрека Идрисовича в Ахтубинске, лучше, чем в представлении его к присвоению звания Почётный гражданин города Ахтубинск сказать трудно:

«Создал в в/ч 15650 научную школу, через которую прошли многие ученые. При его активном руководстве и участии проходило становление и развитие основных структур войсковых частей 21239 и 15650, частей трасс, их научное и материально-техническое обеспечение. Будучи заместителем командира войсковой части 15650 и командиром войсковой части 21239 неоднократно избирался народным депутатом Астраханской области, города Ахтубинска и Ахтубинского района.

12.jpg

Бывшее здание  9 Казанской спецшколы ВВС, современный вид

Вёл в городе большую общественную работу. Был членом лекторской группы при райкоме КПСС, где возглавлял направление науки и техники, выступал с лекциями и докладами перед интеллигенцией города и района. Неоднократно был председателем аттестационной комиссии по защите дипломных проектов студентами филиала «Взлет» МАИ. Будучи заместителем главкома ВВС, принял активное участие в поддержке предложения об открытии экономического факультета филиала «Взлет» МАИ. Он оказал содействие отделу образования в строительстве нового здания СШ №4 военными строителями. Благодаря его активной позиции, которая заключалась в поддержке ветеранов города, в конце 70-х годов реализованы планы по освоению полупустынных земель острова Петриков, на котором сейчас расположилось около 2 тысяч дачных участков жителей города. Будучи депутатом, принимал активное участие в оказании помощи сельскохозяйственным предприятиям города и района, особенно колхозу «Путь Коммунизма» в уборке урожая. Руководимый им личный состав неоднократно защищал честь города в областных спортивных соревнованиях, художественной самодеятельности, научных мероприятиях, занимая призовые места. Абрек Идрисович занимая высокие должности в ВВС, заботился о судьбе города. Он первым выдвинул идею придания Ахтубинска статуса наукограда, сопроводив своё предложение убедительным обоснованием, которое заставило замолчать всех скептиков по этому вопросу».

Решением Представительного собрания города Ахтубинска и района от 21 декабря 1995 года, по ходатайству командования и личного состава НИИ ВВС им.В.П.Чкалова Абреку Идрисовичу Аюпову было присвоено звание Почётный гражданин города Ахтубинск. Это звание в Ахтубинске присуждается с 1962 года и Абрек Идрисович стал восьмым Почётным гражданином города. Из характеристики мы видим, что кроме своих служебных обязанностей много сил и времени он уделял развитию города, улучшению жизни его жителей. Это и открытие экономического факультета филиала «Взлет» МАИ, и строительство школы №4, и создание дачных участков на острове Петриков, для чего было необходимо провести большую работу по строительству защитных дамб. К сожалению, до сих пор не осуществилось его предложение о придании Ахтубинску статуса наукограда.

50.JPG

Почетный гражданин г. Ахтубинска А.И.Аюпов возлагает цветы к могиле Героя Советского Союза Заслуженного летчика-испытателя СССР Н.И. Стогова на мемореале «Крыло Икара» (Ахтубинск). 1995 г.

В 1986 году Абрек Идрисович Аюпов убыл в Москву к новому месту службы, он был назначен заместителем начальника вооружения, затем начальником службы лётных испытаний аппарата управления вооружения ВВС. С 1989 по 1996 год заместителем Главнокомандующего ВВС по вооружению – начальником вооружения, затем заместителем Главнокомандующего ВВС по инженерно-авиационной службы – главным инженером ВВС. С этого времени он курирует все НИИ ВВС и авиапромышленности, ОКБ и авиационные заводы, организовывает деятельность по размещению и контролю выполнения государственного оборонного заказа. Этот период службы Абрека Идрисовича проходил в самом сложном для СССР и России периоде, названной «перестройкой» и последующим распадом СССР. С горестью и негодованием он наблюдал всё набирающие обороты деградации авиации в России. Начатые ещё в 1980-тые годы разработки истребителей пятого поколения были свёрнуты в связи с отсутствием интереса лиц, возглавляющих государство и соответственно отсутствием финансирования. В результате распада СССР, по некоторым данным, ВВС России получили только 40% техники и 65% личного состава советских ВВС. Началось массированное сокращение численности авиации, к 1995 году в России прекратился выпуск самолётов. Процесс снижения численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, приостановился только в середине 2000-х годов, дойдя до критического уровня. Лишь с 2008 года началась реанимация ВВС России, была разработана программа по модернизации самолётов четвёртого поколения, продолжены работы по созданию самолётов пятого поколения, и начался переход на новую организационно-штатную структуру, соответствующую современным условиям и реалиям. Возрождение Российской авиации, когда-то бывшей самой крупной в мире, а по уровню боеспособности входившей в пятёрку лучших ВВС мира Абрек Идрисович принял с воодушевлением. В этом была немалая заслуга генерал-полковника авиации Аюпова Абрека Идрисовича. Время берёт своё и с 1996 года он в отставке. Его опыт, знания, организаторские способности ценят в авиационных кругах. Абрек Идрисович занимает ответственные должности в Российских авиационных фирмах. С 1996 по 1998 год заместитель директора ФГУП ГНПЦ «Звезда-Стрела». С 2002 года заместитель директора ФГУП РСК «МиГ», с 2005 года советник директора филиала ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого».

2.JPG

Среди ветеранов у памятника Ленину (Ахтубинск). 21.09.2007 г.

Не забыл Абрек Идрисович и свои увлечения - любовь к музыке, художественному творчеству, он их сохранил на всю жизнь. В упомянутом, в начале этой статьи, заметка В.С.Токарева начинается с первой встречи автора с Абреком Идрисовичем на праздновании Нового 1964 года, в коллективе учителей средней школы №4 в которой работали их жёны. Токарева удивило, что «один из «мужичков» периодически садился за пианино и весьма неплохо … сопровождал песни, которые исполняла или пыталась исполнять компания». Так он познакомился с капитаном Абреком Аюповым. Впоследствии, Токарев неоднократно находился с ним в длительных командировках и заметил, что Абрек Идрисович берёт с собой холсты и краски, используя свободное время для написания пейзажей. По словам Токарева «он (Абрек Идрисович) «загружал свой мозг живописью, что являлось по его словам «отличным отдыхом после напряжённой работы или перед нею». Мать Абрека Идрисовича с гордостью показывала гостям дома пейзажи сына и говорила, что он в каждый свой приезд в Казань, в подарок привозит свою новую работу.

 

... лишь красивые и гармоничные с точки зрения триединства массы, энергии и информации рукотворные объекты могут летать и удовлетворять растущие потребности страны и человечества в целом во всех сферах жизни

По мере возможности Абрек Идрисович до конца жизни участвовал в общественной и научной работе. Был он и членом «Совета высшего офицерского состава» и «Совета отечественных производителей в сфере обороны и безопасность «Офицеров России» «В последние годы все свои знания и способности Абрек Идрисович прилагал к созданию начал теории витасистем и приложению витасистемного подхода к авиастроению. Вита - это жизнь и как поэт и художник, он глубоко чувствовал, что лишь красивые и гармоничные с точки зрения триединства массы, энергии и информации рукотворные объекты могут летать и удовлетворять растущие потребности страны и человечества в целом во всех сферах жизни. В последние годы его оригинальные творческие идеи получили международное признание – опубликован ряд статей в ведущих англоязычных научных журналах», говорится на информационном портале «Офицеры России». На Сайте Татарского национального центра Московской области сказано «Абрек Идрисович был членом Клуба офицеров при Полпредстве Татарстана со дня основания. Из-за проблем со здоровьем супруги, мероприятия Полпредства не мог посещать часто, но всегда поддерживал связь с сотрудниками представительства. Последний раз он был на праздновании 95-летия генерала армии Махмута Ахметовича Гареева. Отметил тогда, что ничто не могло помешать ему поздравить старшего товарища. Подарил юбиляру свою картину».

Все, кто служил или работал с Абреком Идрисовичем, отзываются о нём с большой теплотой. Отмечают его высокое чувство ответственности, работоспособность, неординарный подход к делу, компетентность и умение организовать творческую работу коллектива. 17 июня 2020 года в траурном зале ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента Российской Федерации прошла торжественная церемония прощания родных и близких с покойным. По окончании церемонии тело покойного было кремировано и похоронено на Монинском муниципальном военно-мемориальном кладбище. В одной из энциклопедий я прочитал, что к военной элите России принадлежат военачальники высоких рангов, горячие патриоты России и профессионалы с высоким чувством ответственности. Это определение полностью соответствует Абреку Идрисовичу Аюпову, поэтому память о нём должна быть сохранена в истории ГЛИЦ им. В.П. Чкалова и города Ахтубинск, где он долго и плодотворно служил и работал.

 

Сергей Ефремов

Член Ахтубинского местного отделения

Российского военно-исторического общества

Использованная литература

 

1. Сборник под редакцией В.А.Антипова «ГК НИИ ВВС. Годы и люди. Некоторые «штрихи» к портретам отдельных людей, создавших историю института», 2007 г., тираж 50 экз.

2. Сборник под редакцией В.М. Ермакова «Главный испытательный аэродром. Взгляд сквозь годы», Волгоград, 2017 г.

3. Газета «Испытатель» №25 от 17.6.2020 г.

4. Сайт «Большая электронная энциклопедия ВВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского.

5. Сайт «Генералы и адмиралы татарской национальности - 2 (Альтаф Гюльахмедов). Проза.ру

6. Сайт «Татарский национальный центр Московской области.

7. Сайт МО «Город Ахтубинск», Книга почётных граждан муниципального образования «Город Ахтубинск».

8. Презентация В.С. Иванова «Абрек Идрисович Аюпов – выпускник Казанской спецшколы ВВС»

9. Военно-исторический журнал. «Специальные соединения, школы военно-воздушных сил 1940-1955 гг.». Автор полковник в отставке Е.П.Толмачев.

10. Военно-воздушные силы СССР. Википедия.

11. Развитие ВВС России в 1991-2011 гг. Социальные сети.

12. Информационный сайт «Офицеры России».

13. Информационный сайт «Казанский университетский образовательный округ». Казанские стрижи в Мариинке. Автор Светлана Сагитова.

bottom of page